Спецификации и Глоссарий
Спецификации топлива, ГОСТы и Глоссарий терминов
Спецификации и Глоссарий
Здесь собрана подробная техническая информация о поставляемых нами нефтепродуктах согласно ГОСТ и ТР ТС, а также расшифровка основных терминов, которые помогут лучше понять характеристики топлива и материалов.
Спецификации Топлива
Спецификации Топлива
Дизельное топливо (ДТ)
Основные характеристики летнего (Л), зимнего (З) и арктического (А) дизельного топлива Евро-5 по ГОСТ 32511-2013 (EN 590).
| Параметр | Норма (Класс 5 / Евро-5) | Ед. изм. |
|---|---|---|
| Цетановое число, не менее | 51.0 | — |
| Плотность при 15 °C | 820 — 845 | кг/м³ |
| Кинематическая вязкость при 40 °C | 2.00 — 4.50 | мм²/с |
| Массовая доля серы, не более | 10 | мг/кг |
| Температура вспышки в закрытом тигле, не ниже | 55 | °C |
| Предельная t° фильтруемости, не выше (Л / З / А) | -5 / -32…-38 / -44…-50 (в зависимости от класса) | °C |
| Температура помутнения, не выше (Л / З / А) | +5 / -22…-28 / -34…-40 (в зависимости от класса) | °C |
Бензин автомобильный (АИ-92, АИ-95)
Основные характеристики неэтилированного бензина Класса 5 (К5) по ГОСТ 32513-2013.
| Параметр | Норма (АИ-92 / АИ-95) | Ед. изм. |
|---|---|---|
| Октановое число (исследовательский метод), не менее | 92.0 / 95.0 | — |
| Октановое число (моторный метод), не менее | 82.5 / 85.0 | — |
| Плотность при 15 °C | 725 — 780 | кг/м³ |
| Концентрация свинца | Отсутствие | — |
| Массовая доля серы, не более | 10 | мг/кг |
| Объемная доля бензола, не более | 1 | % |
Авиационное топливо (ТС-1, Jet A-1)
Основные характеристики ТС-1 по ГОСТ 10227-86, Jet A-1 по ГОСТ Р 52050.
| Параметр | Норма (ТС-1 / Jet A-1) | Ед. изм. |
|---|---|---|
| Плотность при 20 °C, не менее / диапазон | 775 / 775-840 | кг/м³ |
| Кинематическая вязкость при 20°C / при -20°C, не менее / не более | 1.25 / 8.0 | мм²/с |
| Температура вспышки в закрытом тигле, не ниже | 28 / 38 | °C |
| Температура начала кристаллизации, не выше | -50 / -47 | °C |
| Массовая доля серы, не более | 0.20 / 0.30 | % |
| Кислотность, не более | 0.7 / 0.1 | мг КОН/100 см³ |
Мазут топочный (М-100, М-40)
Основные характеристики согласно ГОСТ 10585-2013.
| Параметр | Норма (М-100 / М-40) | Ед. изм. |
|---|---|---|
| Вязкость условная при 80 °C / 50 °C, не более | 16.0 / 8.0 | °ВУ |
| Кинематическая вязкость при 100 °C / 80 °C | 50.0 / — (М-100), 118 / — (М-40) | мм²/с |
| Массовая доля серы (малосернистый / сернистый / высокосернистый), не более | 0.5 / 1.0-1.5 / 2.0-3.5 | % |
| Зольность, не более | 0.05 (малозольный) / 0.14 (зольный) | % |
| Температура вспышки в открытом тигле, не ниже | 110 / 90 | °C |
| Температура застывания, не выше | 25 (для М-100) / 10 (для М-40) | °C |
Битум нефтяной (Дорожный БНД, Строительный БНК)
Основные характеристики дорожного по ГОСТ 33133-2014, строительного по ГОСТ 6617-76.
| Параметр | Норма (Пример: БНД 60/90 / БНК 90/10) | Ед. изм. |
|---|---|---|
| Глубина проникания иглы (Пенетрация) при 25°C | 61-90 / 5-20 | 0.1 мм |
| Температура размягчения по кольцу и шару (КиШ), не ниже | 47 / 90-105 | °C |
| Растяжимость (Дуктильность) при 25°C, не менее | 55 / 1.0 | см |
| Индекс пенетрации (для БНД) | -1.5…+1.0 (зависит от марки) | — |
| Температура хрупкости по Фраасу (для БНД), не выше | -15…-22 (зависит от марки) | °C |
| Температура вспышки, не ниже | 230 / 240 | °C |
Глоссарий Терминов
Глоссарий Терминов
Цетановое число
Характеристика воспламеняемости дизельного топлива в цилиндре двигателя. Определяет период задержки горения смеси (время от впрыска до начала горения). Чем выше число, тем меньше задержка, ровнее и мягче работает двигатель, легче запуск.
Октановое число
Показатель детонационной стойкости бензина, т.е. его способности противостоять самовоспламенению при сжатии в цилиндре двигателя. Чем выше ОЧ, тем большую степень сжатия допускает топливо без детонации («стука пальцев»). Различают ОЧ по исследовательскому (ОЧИ, имитирует городские режимы) и моторному (ОЧМ, имитирует нагруженные режимы) методам.
Вязкость (Кинематическая / Условная)
Свойство жидкости оказывать сопротивление течению. **Кинематическая вязкость** (мм²/с) измеряется капиллярным вискозиметром при определенной температуре (например, 40°C для ДТ, 100°C для мазута). **Условная вязкость** (°ВУ) измеряется временем истечения заданного объема через калиброванное отверстие (используется для мазута). Влияет на прокачиваемость, распыление форсунками и смазывающие свойства.
Температура вспышки
Минимальная температура, при которой пары нефтепродукта над его поверхностью образуют с воздухом смесь, вспыхивающую от источника зажигания, но горение не продолжается. Характеризует пожароопасность при хранении и транспортировке. Определяется в открытом или закрытом тигле.
Температура помутнения / Предельная t° фильтруемости / Температура застывания
Характеристики низкотемпературных свойств дизельного топлива. **Помутнение:** t°, при которой начинают выпадать кристаллы парафинов. **Предельная t° фильтруемости:** t°, при которой топливо еще способно проходить через стандартный фильтр. **Застывание:** t°, при которой топливо теряет подвижность. Ключевые параметры для выбора сезонного ДТ.
Пенетрация (Глубина проникания иглы)
Стандартный показатель консистенции (твердости/вязкости) битума и других полутвердых материалов. Определяется как глубина (в 0.1 мм), на которую стандартная игла проникает в образец при заданной температуре (обычно 25°C), нагрузке (100 г) и времени (5 с). Чем выше пенетрация, тем мягче битум.
Температура размягчения (КиШ)
Условная температура, характеризующая переход битума из твердого в вязко-текучее состояние. Определяется по методу «Кольцо и Шар» (температура, при которой стандартный шарик под действием собственного веса проходит через кольцо с битумом). Важна для оценки теплостойкости дорожных и кровельных покрытий.
Растяжимость (Дуктильность)
Способность битума растягиваться в нить определенной длины (в см) без разрыва при заданной температуре (обычно 25°C или 0°C). Характеризует эластичность, пластичность и трещиностойкость битума, особенно при низких температурах.
Содержание серы
Массовая доля серы и ее соединений в нефтепродукте. При сгорании сера образует оксиды (SOx), которые вредны для окружающей среды и вызывают коррозию деталей двигателя и топливной системы. Содержание серы строго нормируется экологическими стандартами (Класс 2, 3, 4, 5 для топлив; Вид I, II, III, IV для мазута).
Зольность
Массовая доля негорючего остатка (золы), образующегося после полного сгорания топлива (в основном мазута). Зола состоит из минеральных примесей, которые могут откладываться на поверхностях нагрева котлов, ухудшая теплообмен и вызывая коррозию.
Теплота сгорания (низшая)
Количество теплоты, выделяющееся при полном сгорании единицы массы топлива, без учета теплоты конденсации водяных паров. Основной показатель энергетической эффективности топлива (особенно мазута). Измеряется в МДж/кг или ккал/кг.
АО «Товарная Биржа «Каспий»
АО «Товарная Биржа «Каспий»
Следите за официальными торгами и ценами на нефтепродукты на внешней площадке АО «Товарная Биржа «Каспий».
Перейти на ccx.kzЧасто задаваемые вопросы (FAQ)
Где найти полный текст ГОСТа?
Официальные тексты ГОСТов и Технических Регламентов Таможенного Союза (ТР ТС) доступны на сайтах национальных органов по стандартизации или в специализированных базах данных нормативных документов.
Что такое паспорт качества?
Это официальный документ, выдаваемый производителем (НПЗ) или аккредитованной лабораторией на каждую партию нефтепродукта. Он содержит точные значения всех нормируемых характеристик, подтверждающие соответствие ГОСТу.