Дизельное топливо
это смесь углеводородов с температурой кипения от 180 °C до 360 °C. Используется в дизельных двигателях (транспорт, спецтехника, генераторы и т.д.). Обладает хорошей теплотворной способностью и высоким КПД.
Основной ГОСТ:
ГОСТ 32511-2013 — Топливо дизельное. Технические условия
(действующий в РК, РФ и странах ЕАЭС, соответствует требованиям Евро-5)
Также применяются:
ГОСТ 4749-73 — для судового и котельного топлива
ГОСТ 305-82 — на топливо дизельное для энергетики и транспорта
ГОСТ Р 52368-2005 — для топлива Евро
Марки дизельного топлива (по ГОСТ 32511-2013)
| Марка | Назначение | Температура застывания |
|---|---|---|
| Летнее (Л) | Используется при +5 °C и выше | до −5 °C |
| Зимнее (З) | При температуре от −5 °C до −20 °C | до −35 °C |
| Арктическое (А) | Для экстремально низких температур | до −55 °C |
Дополнительно используется кодировка:
- ДТ-Л-К5 — дизель летний, класс 5 (экологический)
- ДТ-З-К5, ДТ-А-К5 — зимнее и арктическое К5
Экологические классы дизеля
| Класс | Содержание серы, мг/кг | Стандарт |
|---|---|---|
| К2 | ≤ 500 | Евро-2 |
| К3 | ≤ 350 | Евро-3 |
| К4 | ≤ 50 | Евро-4 |
| ✅ К5 | ≤ 10 | Евро-5 (актуально в Казахстане) |
Химико-физические характеристики (по ГОСТ 32511-2013)
| Показатель | Норма |
|---|---|
| Плотность при 15 °C | 820–845 кг/м³ (обычно ~830) |
| Цетановое число | ≥ 51 |
| Температура вспышки | ≥ 55 °C |
| Температура помутнения | от +5 °C до −15 °C (в зависимости от типа) |
| Температура застывания | до −5 °C (Л), до −35 °C (З), до −55 °C (А) |
| Содержание серы | ≤ 10 мг/кг (К5) |
| Массовая доля воды | ≤ 200 мг/кг |
| Объёмная доля полициклических ароматических углеводородов (ПАУ) | ≤ 11% |
| Содержание механических примесей | отсутствие |
| Окислительная стабильность | ≥ 20 ч |
| Содержание смол | ≤ 25 мг/100 мл |
Допустимые присадки
| Тип | Назначение |
|---|---|
| Депрессорные | Улучшают текучесть при низких температурах |
| Цетановые | Повышают цетановое число |
| Антикоррозионные | Защита от ржавчины в баках и трубопроводах |
| Моющие | Очищают форсунки |
| Био-добавки | До 7% биодизеля допускается в топливе по стандартам EN 590 |
Методы анализа (ГОСТы)
| Показатель | Метод | ГОСТ |
|---|---|---|
| Цетановое число | Имитатор зажигания | ГОСТ Р 58440 |
| Плотность | Ареометр или пикнометр | ГОСТ 3900 |
| Темп. вспышки | Закрытый тигель | ГОСТ 6356 |
| Застывание/помутнение | Холодильная камера | ГОСТ 20287 |
| Содержание воды | Дистилляция, титрование | ГОСТ 2477 |
| Содержание серы | Инфракрасный анализ | ГОСТ 19121 |
Хранение и транспортировка
Температура хранения: от −40 °C до +40 °C
Требования к резервуарам:
- Герметичные, антикоррозионные
- С системами вентиляции
- Без доступа прямых солнечных лучей
- Возможна подогревательная система (для З и А топлива)
Срок хранения:
- До 1 года в идеальных условиях (при температуре до +20 °C)
- При превышении — риск окисления, выпадения осадка и потери свойств
Пожарная опасность:
- Температура воспламенения: 250–300 °C
- Класс опасности: III
- Хранить вдали от источников огня и искры
Практические советы
Для Алматы и юга РК:
- Летом — ДТ-Л-К5
- Зимой — ДТ-З-К5
- Для горных и северных районов — ДТ-А-К5
✅ Плотность летом (при +30…+35 °C) может снижаться до 815–820 кг/м³. Обязательно учитывать при пересчёте из литров в тонны.
✅ Фальсификация:
Проверяйте:
- Цвет (чистый, без мутности)
- Запах (без запаха масла)
- Документы (паспорт качества от завода)
Расчёт перевода: Литры ↔ Тонны
Пример:
- 1000 литров дизеля при 15 °C с плотностью 830 кг/м³ →
= 0.83 тонны - 1 тонна дизеля = ~1204 литра при плотности 830
В расчётах всегда учитывайте температуру, особенно летом!


